|
Так что же такое “уровень”?
Массовое распространение коммуникативного подхода за рубежом, а затем и в России привело к тому, что слово “уровень” практически стало синонимом понятия “курс”. Более того – показателем успешности или неуспешности человека в изучении иностранного языка, критерием его пригодности к работе, требующей знания языка - ах, у вас не Advanced? Извините, но вы нам не подходите.
В самой идее измерить текущие возможности человека в изучаемом языке нет ничего плохого. Ведь оцениваются же как-то знания математики, физики, химии, других дисциплин. Но раз уж уровень владения языком – столь важный критерий оценки человека, то и требования к каждому уровню должны быть максимально формализованы, доступны и понятны. Иначе понятие “уровень” может превратиться в коммерческий инструмент, заставляющий человека платить за новые и новые курсы.
Так это или не так – решать Вам. Мы можем лишь предоставить некоторый материал для размышлений. Не будем скрывать, с нашей точки зрения, классификация уровней и сам классификационный принцип далеки от совершенства. Но может быть, нам это только кажется?
Первое впечатление - в классификации уровней владения языком творится абсолютная неразбериха. Так, например, если Вы возьмете знаменитое пособие по грамматике "English Grammar In Use" Мёрфи (вариант в синем переплете), на обложке которого написано "For Intermediate students" (для студентов среднего уровня), то заметите, что этот учебник охватывает материал, которого вполне хватит на сдачу экзамена FCE. А к нему вообще-то готовят студентов продвинутого (Advanced) уровня.
Так есть ли все-таки четкое описание того, что такое “уровень” и каковы требования к нему?
Организация ALTE (The Association of Language Testers in Europe), аккредитованная европейской комиссией по образованию, разработала общую шкалу из 6 уровней:A1 (Breakthrough level), A2 (Level 1), B1 (Level 2), B2 (Level 3), C1 (Level 4) и C2 (Level 5). Шкала охватывает промежуток от базового (кстати, что это?) до практически совершенного уровня владения языком.
В основе шкалы – так называемые The Can-do statements. т.е. описание возможностей студента, прошедшего определенный уровень. Описания – это почти 400 утверждений, разбитых на 40 категорий, связанных как с типичными ситуациями общения, так и с тем, что говорящий на иностранном языке способен делать:
• в конкретном языке
• на конкретном уровне
• в одной из областей применения языковых знаний (понимание/разговор, чтение, письмо).
Более подробно об этой организации и ее разработках можно узнать на сайте http://www.alte.org, там же приведены таблицы, описывающие уровни владения языком в различных разрезах на английском языке.
К шкале ALTE привязаны кембриджские экзамены, на ней основываются британские словари для изучающих английский язык, справочники и сборники упражнений по грамматике и лексике.
Однако большая группа курсов английского языка по коммуникативной методике (на основе пособий True Colors, Headway, Cutting Edge, Streamline English, True to Life, Reward и т.д.) использует другую шкалу (Вам, скорее всего, знакомую):Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и Advanced.
По разным причинам (не исключено, что в том числе и коммерческого характера) в эту шкалу вносятся изменения. Beginner превращается в Starter, Upper-Intermediate становится High-Intermediate (практически без изменения содержания). В некоторых случаях один и тот же уровень разбивается на подуровни с разными названиями. Например, возникает Lower Beginner, затем два подуровня с одним и тем же названием Middle Beginner, и, наконец, - Upper Beginner. То же самое творится на всех последующих уровнях. Проверьте сами: http://secure.vec.bc.ca
Высокий уровень также может “разрастись”. Есть, оказывается, не только Advanced, но и Upper-Advanced, Super-Advanced, Advanced+++ и т.п. Обращаем Ваше внимание на то, что дальше Advanced в традиционной шкале градации НЕТ, а если пользоваться шкалой ALTE, то и "продвинутый" Advanced там будет уже совсем не "продвинутый"!
Шкала уровней ALTE |
Шкала уровней по учебным пособиям True Colors и им подобных |
Экзаменационная шкала |
A1 Breakthrough |
Basic (Beginner) |
|
Elementary |
A2
level 1
|
Pre-Intermediate |
|
B1
Level 2
|
Intermediate |
|
Upper-Intermediate |
B2 Level 3 |
Advanced |
FCE (First Certificate in English)
IELTS 5.0-5.5
TOEFL
570-610 (PBT),
230-255 (CBT)
|
C1
Level 4
|
|
CAE (Certificate in Advanced English)
IELTS 6.0-7.0
TOEFL
630-677 (PBT), 270-300 (CBT)
|
C2Level 5 |
|
CPE (Certificate of Proficiency in English)
IELTS 7.5-9.0
|
|
И еще немного об уровнях. На этот раз – о стандартных сроках их достижения. Сроки составлены с учетом рекомендаций издателей учебников английского как иностранного, сложившуюся практику работы многочисленных школ и курсов английского языка. (Источник ttp://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=377)
Сравнительная таблица уровней и сроков
Шкала уровней ALTE |
Шкала уровней по учебным пособиям вроде Headway/ Streamline/ Hotline/Cutting Edge и т.д. |
Официальная экзаменационная шкала |
Средняя продолжи-тельность каждого уровня на курсах |
Сколько времени понадобится для достижения уровня* |
A1 Breakthrough |
Beginner |
- |
2 мес. |
0 мес. |
Elementary |
- |
5-6 мес. |
2-3 мес. |
A2 Level 1 |
Pre-Intermediate |
- |
5-6 мес. |
7-9 мес. |
B1 Level 2 |
Intermediate |
- |
5-6 мес. |
1-1,5 года |
Upper-Intermediate |
- |
5-6 мес. |
1,5-2 года |
B2 Level 3 |
Advanced |
FCE (First Certificate in English)
IELTS 5.0-5.5
TOEFL
570-610 (бумажный),
230-255 (компьютерный)
|
6-12 мес. |
2-3 года |
C1 Level 4 |
- |
CAE (Certificate in Advanced English)
IELTS 6.0-7.0
TOEFL
630-677 (бумажный),
270-300 (компьютерный)
|
9-12 мес. |
3-4 года |
C2 Level 5 |
- |
CPE (Certificate of Proficiency in English)
IELTS 7.5-9.0
|
1-2 года |
4-6 лет |
|
* - при систематических занятиях языком на курсах, с частным преподавателем или самостоятельно. Точка отсчета - первое знакомство с английским языком. Приводятся приблизительные сроки достижения каждого уровня для взрослых студентов.
Вот, пожалуй, и все – в самом общем виде.
Вы видите сами, насколько размыты границы между уровнями и насколько сформулированные требования к каждому уровню обобщены. Это особенно ощутимо, если попробовать выполнить несколько разных тестов на один и тот же уровень, который Вы где-то получили и подтвердили сертификатом. Практически гарантировано, что один тест отбросит Вас на уровень ниже, второй подтвердит текущий уровень, а третий – завысит оценку.
Поэтому мы считаем, что главным критерием является не формальное соответствие уровню, а глубина, полнота, надежность и доступность Ваших знаний. И для достижения такого результата вовсе не нужно тратить годы.
Тем не менее, всегда хочется сопоставить себя с той или иной официальной категорией. Вы в любой момент сможете обратиться к таблицам системы ALTE и самостоятельно оценить, к какому уровню в какой области деятельности можно отнести Ваши текущие знания.
ALTE Основные способности (Сводная таблица)
ALTE типичные навыки в социальной сфере и туризме
ALTE типичные навыки в профессиональной сфере
ALTE типичные навыки при обучении
|
|
|