Курсы по методу Д. Рунова
   

О методе Дениса Рунова

На главную Напишите нам Карта сайта
Когнитивно-мотивационный подход

Когнитивно-мотивационный подход

 

Переход к разделам:

Особенности метода обучения

Когнитивно-мотивационный подход
Жизненный опыт – это сборник инструкций
на предмет того, как следовало бы поступить
в ситуациях, которые никогда больше
не повторятся…


В абсолютном вакууме трехпудовая гиря и тополиный пух падают с одинаковой скоростью. Для физика эта картина совершенно естественна и непротиворечива. Всем остальным требуется некоторое напряжение, чтобы это себе представить (особенно, когда в одной руке – гиря, а в другой – тополиный пух).

Мы можем сочинять стихи на ходу, но ходим на работу одной и той же дорогой, ни на метр не отклоняясь от когда-то выбранного маршрута. В общем, неизвестно, что нас больше поражает в собственной психике – гибкость или инерция. Но если эти два противоположных свойства существуют, значит, они нужны. Более того, они являются следствием определенной структуры психики.
Имея представления об этой структуре, можно объяснить и предсказать поведение, помочь человеку в трудной ситуации, наконец, сделать обучение по-настоящему эффективным. Вопрос только в том, насколько модель психики соответствует реальности. Построить ее – непростая задача. Большая часть процессов, связанных с обработкой информации, протекает с огромной скоростью. Отследить их и проанализировать практически невозможно, как невозможно из окна скорого поезда рассмотреть узоры коры на деревьях. Может быть, поэтому психологи так любят говорить о подсознании…
Впрочем, некоторые предпочитают ставить эксперименты, строить на их основе модели, проверять результаты и так до тех пор, пока получившаяся модель не начнет отражать реальность. К их числу относится и Денис Рунов – автор когнитивно-мотивационной теории и одноименного подхода к обучению.
Если соединить знания о том, КАК человеческий мозг воспринимает, перерабатывает и запоминает информацию со знаниями о том, ЧТО движет поступками человека, можно добиться очень многого и не в последнюю очередь – в образовании. Эти "как" и "что" – две составляющих единого когнитивно-мотивационного подхода.


Преподаватели, которые сумели нас научить (в отличие от тех, кто просто учил) не ограничивались передачей фактов и инструкций, а создавали в нашем сознании систему. Эта система оказалась способной включать новые понятия и восстанавливать недостающие факты, т.е. по существу является информационной. Получается, что любое знание – информационная система. Пока мозг не соберет ее сам (или ему не помогут в этом), не возникнет знакомое каждому ощущение "я знаю". Так вышло, что именно когнитивно-мотивационный подход стал первым и пока единственным подходом к обучению, всерьез рассматривающим знание как информационную систему. Со всеми вытекающими последствиями.

Получая информацию на входе, система перерабатывает ее, чтобы выдать определенную реакцию на выходе. Важный критерий качества информационной системы – ее способность опознать в общем информационном потоке то, что предназначено именно для нее. Один зоолог рассказывал, как с трудом избежал домогательств самца косули, по ошибке принявшего кожаные штаны ученого с заплаткой за т.н. "зеркало косули". В общем, неверно опознанная или неопознанная задача – источник множества ошибок.
Итак, обучение – формирование полноценной информационной системы. Можно дожидаться, пока мозг соберет ее самостоятельно, переработав огромное количество информации. Так мы обычно и учимся. Можно пойти по другому пути: воссоздать уже существующую систему. Если есть эффективные пользователи ЗНАНИЯ (любого!), значит, в их сознании интересующая нас система уже ЕСТЬ. Осталось только добыть ее и передать желающим. Так получается гораздо быстрее.
Самый яркий и показательный пример идеальной информационной системы – язык в сознании его носителей.
Язык - система, преобразующая информацию в коды, которые мы называем речью, и выполняющая обратное преобразование:
Говоря на родном языке, мы не задумываемся, как это у нас получается. Задача опознается и решается практически мгновенно и практически всегда правильно – информация передается собеседнику без искажений (см. рисунок). Из этого следует вывод: структура эффективной информационной системы должна быть проста и удобна.
Носители, например, английского языка тоже пользуются отлаженной информационной системой (как-то подозрительно хорошо они говорят на своем родном языке). И, как и мы, не могут объяснить, как у них это получается. Об этом уже говорилось выше – слишком высоки скорость и автоматизм операций. Выяснить, КАК устроена интересующая нас информационная система (т.е. в нашем случае иностранный язык или, если хотите, язык вообще), можно только в результате экспериментов. Их цель – построить модель информационной системы. Вначале она строится для каждого участника эксперимента (в этой роли могут выступать ТОЛЬКО носители языка). Затем индивидуальные модели сравниваются, убираются индивидуальные ошибки и "лишние детали". Получается единая обобщенная модель, показывающая, как работает язык в сознании ЛЮБОГО его носителя.
Например, когда такая модель была создана для английского языка, оказалось, что всеми временами английского глагола, которые описываются в учебниках сотнями правил, на самом деле в сознании носителя языка управляют несколько образов (понятий). Комбинируясь друг с другом, они воспроизводят все богатство времен глагола.


Скопировав информационную систему в ее реально существующем виде (она естественным образом оказывается в десятки и сотни раз компактнее, чем любое стандартное описание), мы оказываемся перед не менее важной задачей: система должна быть удобной для передачи и восприятия.

Для того чтобы привести ее в такой вид, используются специальные техники, в частности, техника сжатия информации. Техника напоминает операцию архивирования на компьютере. Остаются только самые существенные логические связи, причем таким образом, чтобы мозг легко отстроил все промежуточные компоненты и самостоятельно получил любое следствие основной идеи.


Следующий шаг – полученную модель нужно перенести в сознание обучаемого, не допуская искажений. С этого момента и начинается собственно создание учебного курса.

Во-первых, передать всю модель сразу невозможно, следовательно, приходится делать это поэтапно. Каждый фрагмент должен быть положен "на свое место" – так, чтобы мозг смог определить, что именно в данном фрагменте возникла необходимость, и тут же воспроизвёл его.
Таким образом, постепенно воссоздается информационная система, характерная для носителя языка.
Самое важное: каждая ее часть начинает работать сразу, не дожидаясь, пока вся система будет собрана целиком. Для тех, кто изучает иностранный язык, это означает, что говорить они начинают с первого же занятия. Спектр возможностей расширяется с каждой новой темой. Если вы хотите посмотреть, как это выглядит на примере английского языка, зайдите на страницу "Карта ваших возможностей".


В заключение – несколько слов об образовательных технологиях. Можно сказать, что когнитивно-мотивационный подход – это сумма технологий. С их помощью информация подготавливается к передаче, подается, закрепляется в памяти и воспроизводится. В соответствующем разделе нашего сайта вы можете ознакомиться с описанием некоторых технологий, которые мы считаем наиболее важными. Результат их применения можно выразить цепочкой: понял – запомнил – пользуюсь.


Курсы по методу Д. Рунова






Ближайшие открытые уроки Runov School

    





Когнитивно-мотивационный подход
  Тестирование     Заявка на обучение     Стоимость  
Вы искали:

школа иностранных языков, курсы иностранных языков, метод Дениса Рунова


   Copyright © 2003-2009 by RunovCentre Ltd.
   All rights reserved.
   Веб-мастер: adm@runovschool.ua   
 

Курсы английского языка

 | 

Курсы немецкого языка

 | 

Языковые курсы

 | 

Изучение английского языка

 | 

Курсы иностранных языков

 | 

Уроки английского языка

 | 

Репетиторы английского языка

 | 

Школа иностранных языков

 | 

Курсы английского языка в Киеве

Rambler's Top100