Жизненный опыт – это сборник инструкций
на предмет того, как следовало бы поступить
в ситуациях, которые никогда больше
не повторятся…
В абсолютном вакууме трехпудовая гиря и тополиный пух падают с одинаковой скоростью. Для физика эта картина совершенно естественна и непротиворечива. Всем остальным требуется некоторое напряжение, чтобы это себе представить (особенно, когда в одной руке – гиря, а в другой – тополиный пух).
Преподаватели, которые сумели нас научить (в отличие от тех, кто просто учил) не ограничивались передачей фактов и инструкций, а создавали в нашем сознании систему. Эта система оказалась способной включать новые понятия и восстанавливать недостающие факты, т.е. по существу является информационной. Получается, что любое знание – информационная система. Пока мозг не соберет ее сам (или ему не помогут в этом), не возникнет знакомое каждому ощущение "я знаю". Так вышло, что именно когнитивно-мотивационный подход стал первым и пока единственным подходом к обучению, всерьез рассматривающим знание как информационную систему. Со всеми вытекающими последствиями.
Скопировав информационную систему в ее реально существующем виде (она естественным образом оказывается в десятки и сотни раз компактнее, чем любое стандартное описание), мы оказываемся перед не менее важной задачей: система должна быть удобной для передачи и восприятия.
Следующий шаг – полученную модель нужно перенести в сознание обучаемого, не допуская искажений. С этого момента и начинается собственно создание учебного курса.
В заключение – несколько слов об образовательных технологиях. Можно сказать, что когнитивно-мотивационный подход – это сумма технологий. С их помощью информация подготавливается к передаче, подается, закрепляется в памяти и воспроизводится. В соответствующем разделе нашего сайта вы можете ознакомиться с описанием некоторых технологий, которые мы считаем наиболее важными. Результат их применения можно выразить цепочкой: понял – запомнил – пользуюсь.
|