Обучение языку с раннего возраста - очень популярная тема. Поэтому результаты одного из наших опросов были предсказуемы, хотя мы полагали, что безоговорочных сторонников раннего обучения языкам окажется существенно больше - до трех четвертей опрошенных
*.
Желание родителей привить интерес к языкам с раннего возраста понятно и объяснимо. Так все-таки "привить интерес" или "добиться результата (относительно свободной речи)"? Если первое, то можно говорить о вполне реальной задаче. Если второе, то вряд ли...
Маленькому ребенку могут очень нравиться уроки английского языка: новые слова, красивые картинки, песенки. И симпатичный учитель, который превращает занятия в игру. В результате ребенок способен запомнить довольно многое - и слова, и отдельные выражения, и даже стишки и песни.
Вот это особенно радует сердца родителей и бабушек с дедушками. Но потом наступает разочарование: годам к семи-восьми почти все это куда-то пропадает. И язык приходится изучать почти с нуля - выяснять, что у него есть грамматика, обнаруживать, что она не так уж увлекательна... И так далее.
На самом деле, ничего особенного не произошло, а причина кроется в возрастных особенностях памяти. Чуть подробнее с механизмом освоения языка вы сможете ознакомиться, пройдя по этой
ссылке, еще подробнее - на страницах
сайта.
Таким образом, получается, что отдельные уроки языка могут лишь сформировать интерес к нему и поддержать этот интерес до того возраста, когда человек сможет серьезно изучать язык, привлекая самый ценный из своих природных ресурсов - интеллект. Но ведь и поддержание интереса к языку - задача очень достойная! Просто не стоит ожидать от таких занятий чего-то большего.
Впрочем, можно пойти иным путем. Если с раннего детства ребенок находится в плотной языковой среде, то он обязательно заговорит. Для этого нужно, чтобы один из родителей практически постоянно общался с ребенком на изучаемом языке; можно вспомнить старую добрую традицию приглашения гувернанток, которые просто жили в семьях... Тогда освоение языка пойдет по тому же механизму, по которому идет освоение родного. Но увы...
Эти языки будут конкурировать. Обоим будет недоставать времени (мозг-то один!). В результате выигрыш в иностранном языке может легко обернуться проигрышем в общении на родном. А ведь общение на родном языке - это еще и обучение ребенка!
Представленная точка зрения во многом расходится с общепринятой. Более того, никто не заставляет верить нам на слово - мы тоже можем быть неправы.
И тем не менее тема раннего обучения очень серьезна. Нам кажется, что первостепенная задача - способствовать интеллектуальному развитию ребенка - развитию его логики, образности мышления, культуры речи. Если занятия иностранным языком этому помогают - значит, результат есть, даже если ребенок забудет почти все иностранные слова. Потом выучит!