Runov School
   

Публикации

На главную Напишите нам Карта сайта

Публикации


Эффективное образование как национальная идея

Когда колонны революционных красных кхмеров подходили к городам Кампучии, население встречало их как освободителей. Кхмеры вошли, освоились и приступили к построению светлого будущего. В ходе строительства быстро, намеренно и технологично была уничтожена практически вся интеллектуальная элита страны.

Возможно, когда-нибудь последствия этого кошмарного эксперимента будут статистически оценены, и кто-то рассчитает скорость восстановления интеллектуального потенциала. Может быть, уже рассчитали.

Не знаю, насколько вообще этично начинать с такого примера. Но решился начать именно с него, и вот почему. Когда по приказу одних кретинов другие ничтоже сумняшеся срезают под корень все, что думает, возникает проблема выживания целой нации, которая без мозгов долго не протянет. Надеяться на то, что из народных глубин тут же произрастут новые, причем в достаточном количестве, не стоит. Они, конечно, есть, но их нужно быстро найти и еще быстрее научить - так, чтобы провал не растянулся лет на сорок-пятьдесят. Когда революционные кхмеры избавлялись от интеллигентской заразы, они даже не думали (интересно, кстати, - а они вообще думали или просто реагировали на раздражители?), какое страшное «дано» оставили в наследство.

А что - в других местах такой проблемы нет? Есть, конечно. У нас, к примеру. Десятки тысяч подростков отлично обращаются с автоматами, это все, что они умеют, и таких уже выросло целое поколение.

В центре все куда благополучней. Разве что недавно толпа молодых людей вполне обучаемого возраста во время трансляции футбольного матча устроила погром на одной из столичных площадей.

Конечно же, образованием занимаются десятки тысяч людей: от сельского учителя до министра, и не так все ужасно, и тьмы беспросветной не наблюдается. Однако между образованием и эффективным образованием есть разница, и она дорогого стоит.

Пусть это прозвучит спорно, но эффективно образованный человек социально безопасен. Он не громит ларьки, не измеряет длину и форму чужого носа и вообще видит дальше собственного. Неэффективно образованный человек может знать очень много, а может и ничего не знать. В любом случае живется ему невесело. Окружающим тоже. Следовательно, эффективное образование - средство от изрядного количества социальных болезней и профилактика на будущее. Может быть, в этом и есть суть национальной идеи - величие страны и ее место в мире напрямую зависят от количества эффективно образованных людей?

И рад был бы приписать авторство этой идеи себе, но это неправда. О чем-то подобном говорят многие. Однако в наиболее четко сформулированном и доказательном виде я услышал ее от Дениса Рунова, петербургского ученого, моего друга и коллеги. Вообще-то он знает, о чем говорит, потому что образование - одна из сфер человеческой деятельности, которых касается разработанная им когнитивно-мотивационная теория.

Структурой человеческой психики наука занимается очень давно. «Подсознание», «архетипы», «гештальты» - термины, которыми оперирует психология, звучны и многочисленны. А как все-таки психика устроена? Можно ли построить ее модель – пусть очень грубую - и понять, ПОЧЕМУ человек ведет себя так, а не иначе и КАК он познает мир, в котором живет? Можно ли увидеть на этой модели, откуда у человека появляется знание, как именно оно формируется, что управляет опознанием и решением задач? Оказывается, можно, и когнитивно-мотивационная теория представляет собой именно такую модель. Причем именно того качества, которое необходимо для экспериментальной проверки и практической реализации. В этой модели есть та отстраненность, которая позволяет теории быть теорией, т.е. объяснять и делать прогнозы. В этой модели есть тот «нерв», который позволяет подойти к любому конкретному факту и добраться до его сути.

Словом, теория, о которой идет речь, не только имеет прямое отношение к эффективному образованию, но и способна сформулировать его критерии, а также программу действий. Человек, эффективно владеющий знанием, опознает задачу среди сотен отвлекающих элементов и выбирает правильный путь ее решения. Во многих случаях он еще и ухитряется сделать это быстро. Сказанное относится и к тривиальным «бытовым» задачам, и к нетривиальным творческим. Алгоритм, который применяет эффективный пользователь знания (точнее, алгоритм, который применяет его мозг), можно выявить, формализовать и в доступной форме передать обучаемому. То, что один накапливал годами, отбрасывая все ненужное и неповторяющееся, можно передать другому за значительно более короткий срок. И такое знание не будет суммой правил, инструкций и отдельных фактов. Наоборот, это уже работающий алгоритм принятия правильных решений, открытый для новой информации и умеющий ею распорядиться.

Красивая картинка получилась... Между прочим, вполне реальная и доказанная десятилетним опытом. Более того, на основе когнитивно-мотивационной теории возможно не только создание эффективных учебных курсов и, в целом, системы эффективного образования, но и переподготовка действующих преподавателей, превращение их в специалистов более высокого уровня.

Может ли все вышесказанное вызвать раздражение у читателя? Еще как! За обозримый исторический период людей, утверждавших, что они знают, что и как делать, было немало ( у Галича в одной из песен хорошо об этом сказано), и еще появятся. И тем не менее разговор об эффективности образования и о том, что это вообще такое, нужен. Можно учиться пятнадцать лет, можно семнадцать, можно хоть все двадцать семь. Главное, чтобы продолжительность жизни увеличивалась пропорционально и новые кхмерчики не выросли.

Когда есть хорошая идея, о ней действительно хочется рассказывать. При этом неважно, каков будет изначальный баланс сторонников и противников. Важно, чтобы об этом знали. Знали и пользовались тем, что эта идея может дать.



Проверьте свои знания в RS!

    





  Тестирование     Заявка на обучение     Стоимость  
Вы искали:

школа иностранных языков, курсы иностранных языков, языковая школа


   Copyright © 2003-2009 by RunovCentre Ltd.
   All rights reserved.
   Веб-мастер: adm@runovschool.ua   
 

Курсы английского языка

 | 

Курсы немецкого языка

 | 

Языковые курсы

 | 

Изучение английского языка

 | 

Курсы иностранных языков

 | 

Уроки английского языка

 | 

Репетиторы английского языка

 | 

Школа иностранных языков

 | 

Курсы английского языка в Киеве

Rambler's Top100