В основе этого вопроса лежит иллюзия, что освоить родной язык очень просто. Давайте разберёмся.
Мы учимся говорить по-русски 12-13 лет. По объёму информации язык намного превышает, скажем, содержание анатомического атласа в 4-х томах (попробуйте-ка досконально изучить такой труд!).
Тем не менее, у нас возникает устойчивое ощущение, что изучение родного языка не требует никаких усилий. И возникает оно неспроста:
- Ребёнок не ставит перед собой осознанную задачу выучить язык – он учит его тем же способом, которым мы познаём мир: при помощи сотен и тысяч повторений мы отделяем зёрна от плевел – устойчивые сочетания элементов от случайной информации. Устойчиво повторяются лишь те связи, та логика, которая на самом деле существует в языке. Эти связи мы и запоминаем. Запоминаем непроизвольно, то есть не ставя перед собой задачи запомнить. Именно поэтому, свободно выбирая нужный падеж, мы не можем объяснить, как сделали этот выбор.
- Родной язык чрезвычайно важен для ребёнка. С точки зрения психики, чем важнее информация, тем более «цепко» она удерживается памятью.
А как насчет иностранного?
Почему мы с таким трудом осваиваем иностранный язык?
Чтобы выучить иностранный язык, Вам нужно проделать тот же самый объём работы, что и при изучении родного языка, НО:
- Иностранный язык Вы изучаете сознательно, то есть осознавая и ощущая все те усилия, которые для этого необходимы.
- Без родного языка человек остаётся вообще вне общества себе подобных. Освоение иностранного языка и близко не имеет такой жизненной необходимости. Поэтому его «ценность» для памяти намного ниже, значит, и запоминается он с гораздо большим трудом.
- Большая часть изучения иностранного языка происходит на «занятиях». Есть огромная разница между разговором с таможенником, который вы разыгрываете на занятии, и разговором с таможенником в реальной ситуации. Второй для психики неизмеримо более значим, чем первый. Это значит, что информацию на занятиях наша память воспринимает «вчетверть силы».
- Грамотный способ подачи материала на занятиях мог бы существенно укоротить путь усвоения языка, но, как правило, этого не происходит. По большей части мы вынуждены осваивать язык природным путем: методом проб и ошибок.
- Подход к обучению, созданный Денисом Руновым, позволяет избежать крайне неэкономных затрат времени и сил…
|