На основании гипотезы можно обрисовать контуры процесса, который отвечает за порождение речи.
На первом этапе объект восприятия, являющейся стимулом информационного сообщения, опознается определенной опознающей совокупностью признаков, которая либо имеет прямую связь с конкретным языковым кодом, либо в свою очередь распознается совокупностями признаков, которые такие связи имеют.
На втором этапе подбирается языковая модель или комбинация моделей, которая отвечает трем условиям:
- во-первых, эта модель содержит кодовое отображение объекта восприятия;
- во-вторых, эта модель включает в себя информационные элементы, которые привязывают информацию, передаваемую в сообщении, к информационной картине реципиента посредством позиционирования в имеющейся системе координат или посредством ссылки на определенные элементы уже имеющейся информационной картины. (Так, сообщение "Я купил машину." может быть представлено в трех видах: "
Я купил машину.", "
Я купил машину.", "
Я к
упил машину.", где жирным шрифтом выделена информация, которая в действительности уже содержится в информационной картине реципиента и присутствует в сообщении только с целью привязки новой, не известной реципиенту информации, которая выделена курсивом.);
- в-третьих, из нескольких возможных моделей выбирается та, где (самый значимый) элемент восприятия попадает в акцентуированную позицию (так как в разных моделях одна и та же составляющая может занимать или второстепенную, или доминирующую позицию);
в-четвертых, эта модель имеет такую частотность в речи и, следовательно, характеризуется таким временем доступа, что становится возможным активизировать эту модель за время, отведенное на выполнение операции кодирования и на операцию декодирования.
На третьем этапе происходит собственно продукция речи.
Очевидно, что различные этапы порождения речи могут перекрываться или чередоваться во времени. Выбранная модель А для передачи сообщения включает в себя как составляющую другую модель В, в качестве которой может выступать несколько возможных моделей. В таком случае собственно продукция речи может начаться сразу после выбора модели А, а модель В может быть выбрана позже.
Так, при построении относительно пространных информационных сообщений сначала выбирается модель, выражающая собственно ту информацию, которая должна быть встроена в информационную картину слушателя, затем эта модель включается как одна из составляющая в более крупную модель и так далее, пока не будет выполнена в полной мере задача привязки данной информации к информационной картине собеседника, а также задача расстановки таких акцентов значимости различных элементов информации, которые соответствуют соотношению значений значимости этих элементов в информационной картине говорящего. Причем минимальная модель, на которой может остановиться построение сообщения, является достаточной моделью, то есть включает в себя стандартный набор компонентов, выполняющих обязательные требования, изложенные выше. Так происходит движение от элемента информации к предложению или даже целому фрагменту повествования. Так как в описанном только что процессе происходило движение от одной - меньшей - модели к большим моделям, очевидно, что в полученной программе могут быть представлены не все элементы будущего информационного сообщения - многие из этих элементов (кроме уже выбранной меньшей модели, несущей собственно главную информацию) лишь обозначены функционально, но конкретная модель для них еще не выбрана. Далее выбранная "большая" модель начинает исполняться и в процессе ее исполнения выбираются и исполняются недостающие "меньшие" модели (словосочетания в предложениях, предложения в фрагментах повествования).
Подобный взгляд хорошо сочетается с подходом, принятым в дескриптивной лингвистике, в которой предложение рассматривается как устойчивая структура, где многие элементы могут быть развернуты в соответствии со стандартными парадигмами.
В пользу предложенного описания процесса порождения речевых сообщений говорит анализ речевых ошибок как у носителей языка, так и у изучающих язык: в большинстве случаев сбой в построении сообщения происходит не на уровне "меньшей" модели, несущей основную информацию, и не на уровне "большей" модели (и ту, и другую говорящий выбирает и исполняет перед началом артикуляции сообщения), а на уровне как раз тех элементов "большей" модели, которые были функционально намечены, но "меньшие" модели для которых еще не были выбраны.
Анализ различных теорий порождения речи не является задачей данной работы. Они приводятся здесь с одной лишь целью - показать, что процесс продукции речи, какой научной школой он бы ни трактовался, представляет собою последовательность операций, каждая из которых занимает определенное время или, иначе говоря, обладает определенной скоростью. Причем, это касается не только операций выбора модели или морфемы, но и самого процесса артикуляции сообщения.
Очевидно, что одним из ключевых факторов, определяющих скорость операции является опыт: чем чаще совершалась операция, чем дольше период времени, на протяжении которого периодически совершалась операция и, наконец, чем ближе во времени находится этот опыт, тем выше будет скорость выполнения операции. Если так, то становится понятно, что скорость выполнения операций кодирования и декодирования у изучающих язык должна быть намного ниже, чем у носителей языка, так как опыт тех и других несопоставим по частоте, общей длительности и приближенности во времени. Возникает вопрос: существуют ли в процессе продукции и декодирования речи временные ограничения или процесс носит линейный характер, при котором каждая операция запускается только после выполнения предыдущей?
В первом случае недостаточная скорость может стать значительным препятствием для продукции и декодирования речи. Во втором случае, недостаточная скорость будет лишь приводить к общему замедлению процесса, но не станет препятствием к пониманию и продукции речи.