Причины языкового барьера
На главную Напишите нам Карта сайта

Публикации


Денис Рунов
Причины языкового барьера (часть первая)

Стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 Просмотреть полную версию Скачать



Когнитивно-мотивационная теория рассматривает кратковременную/оперативную память не как качественно отличный от долговременной памяти механизм: информация, которая хранится в кратковременной/оперативной памяти, представляет собою информацию, составляющие которой (опознающие совокупности признаков) имеют в данный момент времени высокое значение приоритетов, в первую очередь, благодаря составляющей значения приоритета, которая определяется опытом использования и, что в данном случае особенно важно, отдаленностью этого опыта во времени. По истечении даже короткого времени опыт использования информации отдаляется во времени настолько, что значение приоритета падает ниже порогового значения, при котором доступ к информации возможен.

Согласно излагаемой здесь гипотезе, составляющая значения приоритета представляет собою производную от трех показателей: общая длительность опыта использования, протяженность во времени этого опыта, а также приближенность этого опыта во времени к настоящему моменту. Причем, последний параметр имеет экспоненциальное распределение, то есть имеет очень высокий показатель и, соответственно, резко меняет общее значение приоритета в первые мгновения после активации, и затем стремительно снижается. Это, в свою очередь, косвенно подтверждается целым рядом исследований, первые из которых проводил еще Эббингауз, и которые четко обозначили единую закономерность работы памяти: быструю утрату доступа к информации сразу после ее предъявления и последующее постепенное снижение скорости утраты доступа к информации. Если продолжить кривую Эббингауза влево так, чтобы была описана первая секунда (секунды) процесса, то мы с высокой вероятностью получим классическое экспоненциальное распределение. Увы, существующие на сегодняшний день экспериментальные методы не позволяют точно описать процесс забывания в первые мгновения после предъявления информации, так как в основе всех этих методов лежит метод самоотчета, который сам по себе требует значительного времени.

Вернемся к вопросу о скорости продукции и декодирования речи. Одним из основных факторов, определяющих значение приоритета (то есть возможности быстрого доступа), является опыт обращения к элементу информации (в том числе отдаленность во времени последнего обращения). Достаточно уменьшить скорость выполнения тех или иных операций, чтобы приоритет определенного информационного элемента, не участвовавшего в этих операциях, снизился до величины, при которой быстрый доступ или доступ вообще к нему станет невозможным. В результате утраты информационного элемента, участвующего в процессе кодирования, наступает сбой в продукции всего информационного сообщения. Это либо приводит к паузе в речи, в течение которой говорящий заново анализирует контекст, чтобы восстановить утраченный элемент, либо приводит к полному игнорированию утраченного элемента, что обуславливает ошибку в построении информационного сообщения. (Концепция оперативной памяти не позволяет объяснить феномен сбоя речи в ситуации понижения скорости выполнения определенной операции, хотя такие ситуации знакомы каждому из опыта коммуникации на иностранном языке. Концепция оперативной памяти предполагает ограничение по объему информации. В случае снижения скорости выполнения определенной операции объем хранящейся информации зачастую не увеличивается, но, тем не менее, скоростной доступ к некоторым элементам информации утрачивается, и говорящему приходится вновь повторять всю цепочку операций анализа и синтеза, в результате которого была получена программа создания первоначального сообщения).

Перечисленные выше обстоятельства показывают, что важнейшим фактором речевой коммуникации является соблюдение предельно допустимых значений скоростей выполнения операций кодирования/декодирования, а также артикуляции, и паттернов различия этих скоростей. Очевидно, что в ситуации восприятия аутентичной иностранной речи невозможность обеспечить требуемую скорость декодирования приводит к невозможности полноценно понять сказанное. В том же случае, когда изучающий говорит на иностранном языке, он также стремится воспроизвести в своей речи допустимые значения скоростей, так как этого от него требует навыки продукции речи в родном языке, а также негативный опыт сбоев, описанных выше, при передаче информации как в родном, так и в изучаемом языке. Очевидно, что достигнуть необходимых значений скоростей в иностранном языке одномоментно не представляется возможным. Отличие значения скорости различных операций кодирования/декодирования и артикуляции у изучающего язык даже на продвинутом уровне от нормального значения, принятого в данном языке, может составлять более десяти раз. Частично это различие компенсируется снижением общей скорости речи, что позволяет увечить допустимое время выполнения операций кодирования при сохранении паттерна различия значений скорости передачи различных видов информации. В некоторой степени недостаточная скорость компенсируется также удлинением периода времени анализа, который предшествует началу артикуляции информационного сообщения. Однако, этих мер, как правило, недостаточно, чтобы компенсировать недостаточную скорость. В результате изучающий может применить одну из возможных стратегий:

   - либо требуемые значения скоростей игнорируются и в речи возникают те проблемы, о которых говорилось выше;

   - либо значения скоростей поддерживаются в требуемых пределах, но, при этом, многие операции кодирования и, что реже, исполнения артикуляционной программы, не доводятся до конца, либо вовсе не исполняются, в силу преждевременной терминации операции при поступлении команды на исполнение следующей, более значимой для информационных целей, операции.

Стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 Просмотреть полную версию Скачать
Корпоративное обучение от Runov School

    





  Тестирование     Заявка на обучение     Стоимость  
   Copyright © 2003-2009 by RunovCentre Ltd.
   All rights reserved.
   Веб-мастер: adm@runovschool.ua   
 

Курсы английского языка

 | 

Курсы немецкого языка

 | 

Языковые курсы

 | 

Изучение английского языка

 | 

Курсы иностранных языков

 | 

Уроки английского языка

 | 

Репетиторы английского языка

 | 

Школа иностранных языков

 | 

Курсы английского языка в Киеве

Rambler's Top100